Словарь актуальной информации
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Магистр — академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях. В некоторых странах в настоящее время присуждается степень М. после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подобная степень появилась в 90-х гг. XX столетия. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпретации: как ступени получения высшего образования.
Магистратура — следующая за бакалавриатом ступень образования.
Маркетинг — комплексная система управления предприятием, исходящая из учета ситуации на рынке сбыта, а также организация сбыта товаров; выполняет достаточно широкий круг обязанностей: отслеживание цен на продаваемую продукцию, анализ ее конкурентоспособности, сбор информации о текущем состоянии рынка, анализ данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах.
Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале; МП в широком смысле — философия и стратегия управления человеческими ресурсами, при этом персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы; МП в узком смысле — особая функция службы управления персоналом, включающая анализ внешних и внутренних факторов, определяющих направления маркетинговой деятельности, разработку и реализацию мероприятий по направлениям маркетинга персонала.
Маркетолог — специалист по выявлению и исследованию рынка сбыта определенного вида продукции; определяет емкость рынка, анализирует покупательную способность различных регионов и групп населения, определяет приоритетные направления работы на рынке.
Маркетолог-экономист — специалист, осуществляющий ценообразование, определение целевых сегментов и позиционирование продукта. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга способен вести анализ инвестиционных проектов, разработку бизнес-планов.
Медиа-байер — специалист по работе со средствами массовой информации; занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и ТВ; подчиняется медиа-планеру (в рекламном или РК агентстве) или начальнику рекламного отдела (в крупной компании); как правило, МБ имеет более узкую специализацию, нежели медиа-планер; он ведет или какой-то один вид СМИ (радио, ТВ, печать), или определенный рекламный заказ на товары и услуги; основная задача МБ — добиться от средств массовой информации минимальных расценок на рекламу.
Медиа-планер — специалист, в задачи которого входит стратегическое планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом; МП должен осуществлять оценку рекламной эффективности различных средств массовой информации и соответствующим образом перераспределять рекламный бюджет.
Медицинский представитель — занимается продвижением лекарственных препаратов компаний — производителей ГЛС (готовых лекарственных средств) через больницы, поликлиники, медицинские центры и аптеки.
Менеджер — термин "менеджер" произошел от английского manage, что означает "управлять, заведовать, стоять во главе, справляться"; М. — это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством; М. можно назвать любого руководителя, директора, заведующего, администратора; основная функция М. — управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля; в зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а следовательно, и менеджеров; общепринято выделять менеджеров низшего звена (в мировой практике операционных управляющих), менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена.
Менеджер гостиничного сервиса — специалист в сфере менеджмента, который осуществляет:
• организацию контактной зоны для общения с потребителями услуг;
• прием заказов на услуги;
• сервисную деятельность в гостиницах и туристических комплексах;
• принятие управленческих решений по оказанию услуг;
• выбор оптимальных решений в процессе обслуживания потребителей услуг;
• организация работы коллектива;
• участие во внедрении прогрессивных форм обслуживания в гостиницах и туристических комплексах;
• организацию и ведение документационного обеспечения управления;
• взаимодействие и деловое общение с персоналом и потребителями услуг;
• общение на иностранном языке с потребителями услуг и деловыми партнерами;
• участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности;
• оформление плановой и отчетной документации;
• использование компьютерной и организационной техники в профессиональной деятельности.
Менеджер по РR или РR-менеджер — специалист по связям с общественностью, который:
• обеспечивает достижение взаимопонимания между той компанией, на которую он работает, и ее клиентами, партнерами, властями всех уровней, журналистами, населением и т. п.;
• разрабатывает принципы кадровой политики предприятия;
• проводит внутренний аудит общественного мнения;
• создает благоприятную атмосферу в коллективе;
• предотвращает и решает деловые конфликты.
Менеджер по R&D (Research&DDevelopment) — специалист в сфере менеджмента, который:
• управляет, дает рекомендации и руководит программами по исследованиям и разработкам для развития компании и улучшения существующей продукции;
• рассматривает и оценивает результаты и заключения по лабораторным исследованиям и пилотным производственным проектам;
• контролирует расходы на исследования в пределах утвержденных лимитов;
• координирует работу по исследованиям и разработкам по проекту в других подразделениях компании;
• проводит проверку опытных партий новой или улучшенной продукции, рассматривает жалобы потребителей на существующую продукцию;
• определяет, разрабатывает, устанавливает, контролирует и координирует проекты в отделе; подготавливает отчеты о ходе работ в области исследований и разработок, а также дает рекомендации по дополнению, расширению или прекращению проектов;
• связывается с ведущими потребителями по вопросам применимости новой продукции и может заниматься патентованием для защиты новых разработок;
• консультируется с техническим и торговым персоналом в вопросах реализации, особенно по новой или улучшенной продукции;
• контролирует внутреннюю рассылку лабораторных образцов по подразделениям организации и другим заинтересованным организациям и лицам;
• разрабатывает, направляет и оказывает поддержку в области проектирования краткосрочных и долгосрочных исследовательских программ.
Менеджер по вопросам кредитования и дебиторской задолженности — специалист в сфере менеджмента, который:
• управляет деятельностью компании в области управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
• руководит исследованиями кредитных рисков, затрагивающих покупателей и поставщиков, следит за поступлением средств, причитающихся компании за предоставленные товары и услуги;
• изучает и вырабатывает политику и процедуры, используемые при исследовании, предоставлении и контролировании кредитов, а также для получения причитающихся платежей;
• готовит отчеты о состоянии кредитов и инкассо и другие текущие отчеты;
• определяет размеры кредитования, дает рекомендации относительно размера оборотного капитала, необходимого для получения ссуд под залог дебиторской задолженности и создания резервов на покрытие невозвращенных в срок кредитов;
• участвует в кредитных группах в делах о банкротстве;
• проверяет финансовое положение новых клиентов, договаривается об условиях платежа и следит за поступлением платежей;
• контролирует ведение счетов дебиторов в бухгалтерских регистрах;
• следит за урегулированием претензий клиентов;
• оказывает клиентам помощь в получении финансовой поддержки;
• руководит или участвует в специальных исследованиях хозяйственной конъюнктуры определенных отраслей промышленности;
• посещает существующих или потенциальных клиентов с целью изучения вопросов кредитования и инкассо и для поддержания хороших кредитных взаимоотношений между клиентом и компанией;
• может оказывать помощь в ознакомлении торговых представителей с кредитной политикой и деятельностью компании;
• также может участвовать в анализе инвестиций и выработке инвестиционной политики;
• может отвечать за офис-менеджмент, подготовку платежных ведомостей, контролировать страховую деятельность или банковские операции, работу кассира.
Менеджер по государственному и муниципальному управлению — специалист в сфере менеджмента, который осуществляет:
• обеспечение эффективного управления организацией;
• участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления;
• совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
Менеджер по закупкам — специалист в сфере менеджмента, который:
• осуществляет постоянное исследование рынка закупаемого продукта;
• проводит проверку качества закупаемого продукта в соответствии с необходимым уровнем;
• отслеживает движения цен на рынке;
• выясняет репутации потенциальных поставщиков;
• обсуждает условия контракта, сроки и условия поставки, транспортных и таможенных вопросов.
Требования к МПЗ: отличные аналитические навыки, знания контрактных условий поставок, знание работы транспорта и таможни, сильный характер, возможность принимать ответственные решения.
Менеджер по оценкам рисков — специалист в сфере менеджмента, который:
• разрабатывает, дает рекомендации и руководит программами управления рисками и мероприятиями по предотвращению потерь с целью обеспечения максимальной защиты имущества и капитала корпорации;
• проводит расследование и докладывает о несчастных случаях, происшествиях, связанных с продукцией компании;
• координирует действия страховых компаний и адвокатов. МОР просматривает и анализирует данные и разрабатывает программы по минимизации рисков;
• следит за соблюдением правил техники безопасности;
• обеспечивает соответствие продукции компании промышленным нормам и требованиям рынка.
Менеджер по персоналу — специалист в сфере менеджмента, который:
• осуществляет поиск нужных людей (с использованием СМИ, Интернета, с привлечением кадровых агентств), проводит отбор кандидатов;
• организует программы обучения, стажировки, повышения квалификации сотрудников;
• разрабатывает и проводит тренинговые программы (например, выработка командного духа в коллективе, навыки публичной презентации, технологии продаж и пр.).
Менеджер по туризму — специалист в сфере менеджмента, который:
• организует сотрудничество с туристическими агентствами, осуществляет маркетинг рынка, в ходе которого он находит наиболее выгодные по оплате, срокам и качеству работы фирмы;
• осуществляет взаимодействие с авиакомпаниями для приобретения авиабилетов;
• контакты со страховым агентом и принимающей стороной; проводит беседы с клиентами, бронирует для них авиабилеты, отель, оформляет страховку и все необходимые документы.
Менеджер проекта — лицо, осуществляющее управление проектом (планирование, регулирование, контроль), руководство проектом и его организацию.
Менеджер торгового зала (должность встречается в основном в крупных магазинах и супермаркетах; называться она может и как администратор торгового зала или супермаркета, и как старший продавец или зав. секцией) — специалист, который:
• осуществляет контроль и руководство работой группы продавцов, продавцов-консультов, кассиров;
• может заниматься складированием и учетом товара, своевременной подачей (выкладкой) товара в торговый зал, оформлением соответствующих документов;
• занимается списанием, переоценкой, резервированием товара, участвует в инвентаризации, ведет классификатор товара;
• несет ответственность за наличие ценников, за соблюдение сроков реализации, за пополнение ассортимента торгового зала, своевременный заказ товара и работает с наиболее важными клиентами;
• отслеживает злоупотребления со стороны коллег и решение конфликтных вопросов с клиентами.
Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления экономическим субъектом для улучшения эффективности его деятельности, снижения затрат и увеличения прибыли; основными методами М. являются ситуационный подход, стратегическое планирование и целевое управление; основными задачами М. являются принятие и реализация принятых решений; решение задач М. достигается путем определения способов осуществления целей, выполнением управленческих решений, подготовкой и переподготовкой работников, контролем и корректировкой реализации решений.
Ментор — сотрудник кадровой службы компании, вместе с которым новый сотрудник разрабатывает индивидуальный план стажировки.
Мерчендайзер — специалист по продвижению продукции в розничной торговле, в чьи функции входят: выгодное расположение товара на магазинных полках, контроль за его наличием в продаже, корректировка цен на товар, обеспечение магазина рекламой продаваемой продукции.
Требования, предъявляемые к кандидатам на эту должность:
• презентабельная внешность;
• коммуникабельность;
• высшее или неоконченное высшее образование (охотно берут студентов);
• возраст от 20 до 30 лет;
• высокая работоспособность;
• базовое знание английского языка;
• водительские права категории "В";
• обучаемость.
Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты; значение МЗП определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, МЗП используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — установленный законодательством низший уровень месячной оплаты труда, который в обязательном порядке должен быть выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности; если работник проработал неполный месяц, то МРОТ должен определяться пропорционально времени, проработанному в данном месяце; в МРОТ не включаются доплаты, надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты, т. е. указанные выплаты должны начисляться на сумму не менее установленного МРОТ; в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, величина МРОТ определяется с их учетом. МРОТ периодически пересматривается с учетом роста потребительских цен.
Мониторинг — это ряд последовательно проводимых через определенные промежутки времени исследований, основанных на едином методологическом подходе, программе, инструментарии.
Мониторинг рынка труда — 1) процесс систематического статистического исследования состояния рынка труда и действий органов службы занятости; 2) анализ различных параметров рынка труда, влияющих на поиск и эффективный найм персонала, построение оптимальной системы мотивации персонала, создание кадрового резерва, контроль за текучестью кадров.
Последнее обновление: 03.02.2011